Галерея "Арт-Коллегия"
ФЕДОР АЛЕКСЕЕВ
ПЕТЕРБУРГ
ЖИВОПИСЬ


               Федор Алексеев родился в Ленинграде 8 сентября 1952 года в семье актеров. В школьные годы посещал исторический кружок Эрмитажа. После армии учился в Технологическом институте, где увлекся изобразительным искусством. Несколько лет постигал основы живописного мастерства в частной студии Георгия Мудрёнова. С 1975 года в течение 13 лет методично осваивал приемы и технику живописи в Мухинском училище и Академии художеств. После затяжного кризиса (1988 - 1989) начал строить собственную изобразительную систему. Член Союза художников России. Участник многочисленных групповых выставок с 1989 года.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1992 - Галерея "Борей", Санкт-Петербург
1994 - Комендантский дом Петропавловской крепости, Санкт-Петербург
1999 - Союз художников России, Санкт-Петербург
2000 - Галерея "Борей", Санкт-Петербург
2002 - Галерея "Арт-Коллегия", Санкт-Петербург

               Когда видишь произведения незнакомого художника, то пытаешься для них найти соответствующий культурно-исторический контекст. Как только корни найдены, помещаешь художника в соответствующую рубрику классификации и успокаиваешься. С Федором Алексеевым не всё так просто. Он пишет исключительно петербургские пейзажи. Но за 300 лет существования города, нет ни одного художника, которого можно рассматривать как его предшественника или предтечу. Петербург Фёдора далек от тех или других сложившихся традиций в иконографии города.
               Живопись Федора Алексеева намеренно плоскостная. Он переводит на плоскость трех мерность ландшафта Петербурга за счёт глобального обобщения архитектурного пространства. Если Кандинский избавляется от фигуративности, размывая цветом формы пейзажа, то Алексеев тотально обобщает формы, сводя их к простейшим геометрическим плоскостям, фигурам Малевича. Но если для Малевича искомые фигуры были целью и семантическим центром творчества, то Алексеев использует их как инструменты для конструирования вполне конкретного петербургского пейзажа на плоскости холста. Собственно он стремится организовать геометрию пространства Петербурга в предельно обобщенные цветовые гештальты или патерны. При этом сам переход от трех мерности к плоскости определяется не конкретными особенностями реального пейзажа, а процессом анимализации, которому подвергается пейзаж во время работы.
               Федор начинает работу над тем или другим сюжетом с обычного достаточно подробного натурного рисунка. Иногда таких рисунков делается несколько. В процессе этой предварительной работы над натурой идёт "вживание" в образ и рисование становится одухотворяющим процессом. Построение композиции, проработка формы, выявление фактуры - это создание "скелета" и постепенное наращивание на него "плоти".
               Когда "идея" или "духовная субстанция" пейзажа вызревает и достигает определенной критической точки, Федор переходит к следующему этапу работы - обработке натурных рисунков: "очищение" натуры от деталей, композиционные обобщения, избавление от трех мерности, вычленение основных композиционных блоков и насыщение их фактурой. На этом этапе осуществляется "кристаллизация" идеи произведения, которая в ментальном образе выражается в предварительном цветовом решении - тоновые и цветовые отношения композиции.
               Вся последующая работа идет уже на холсте. На холст переносится не окончательный рисунок, а вычлененная из него "духовная субстанция", его "идея". Механизмы переноса - иррациональные. Поэтому композиционное построение на холсте может существенно отличаться от окончательного рисунка. Это обусловлено, отчасти и тем, что построение композиции на холсте осуществляется сразу цветовыми плоскостями без предварительного рисунка, а цвет имеет свои собственные законы.
               Для Ф. Алексеева "цвет - это форма, но форма в отношении к другой форме-цвету". Предварительная цветовая композиция - это основа, на которую многократно будет наращиваться цветовая плоть. Каждый последующий слой вступает во взаимодействие с предыдущим. "Я не подбираю цвета, я их испытываю друг по отношению к другу. Я делаю всё, чтобы цвета самовыражались". Но даже незначительное изменение яркости, тона одного цвета меняет восприятие всех других цветов в композиции. Главное найти такое соотношение цветов в произведении, при котором каждый отдельный цвет-форма обретёт свою партию в ансамбле произведения.
               В результате столь многоступенчатой и архаичной технологии, когда работ над каждым произведением продолжается несколько лет, получается нечто грандиозное - академическое по сути, монументальное по форме, изощренное по цвету. По каждому из этих параметров творчество Федора Алексеева находится в вопиющем противоречии с актуальным искусством сегодняшнего дня. Игровому, несерьёзному, ироничному он противопоставляет систематическую и последовательную академическую работу, жесту и имиджу художника - художественное произведение, контексту - художественный текст…



Назад, на Главную


Hosted by uCoz